Как мы потеряли волгоградские маркеты, не теряя их
Маркеты — любимое развлечение миллениалов из эпохи, когда слово хипстер еще не перешло в разряд кринжовых архаизмов. Во второй половине 2010-х каждый уважающий себя прогрессивный волгоградец раз в сезон топал на ярмарку хенд-мейда, чтобы потратить половину зарплаты на значки с забавными зверушками, мыло ручной работы и свечи для эстетичной атмосферы.

Сегодня сами маркеты все еще на месте (мы сами регулярно пишем о них новости в телеграм-канале). На месте и мыло, и значки, и свечи. Но сами ярмарки перестали быть культурным событием. В этом материале пытаемся разобраться, что случилось с любимым развлечением нашего поколения и как это можно исправить.
Золотой век маркетов
Как и многие креативные проекты Волгограда, такое понятие как хенд-мейд ярмарка появилось в «Икре». В сентябре 2015 года там провели мероприятие, которое можно взять за отсчет в эпохе регулярных маркетов — творческий базар «Атмосфера». Да, первый такой ивент был альтруистическим, а средства с продаж шли в детское отделение волгоградского онкологического диспансера №1.

Возможно, что-то подобное проходило и раньше, но внимание молодой аудитории оно не завоевывало. Организаторы же «Атмосферы» подошли к понятию ярмарки совершено по-новому. Это была история не про торговлю, а про развлечения: с музыкой, визуально привлекательными товарами и сладостями от тогда еще маленькой кондитерской без филиала в Дубае Angelina Cakes.

«Атмосферы» хватило на пару лет, а ее создатели перешли в свадебную индустрию и позже сделали Love Fest, который совершенно про другое. Но эстафету переняла команда «Пушка», подарившая Волгограду том самый «О! Маркет».
Про «О! Маркет» можно писать отдельную ностальгическую статью, да и будем честны, многое в этом тексте крутится вокруг именно этой ярмарки. И на то есть причины. Самая главная — «О!» был эталонным ивентом. Все, от выбора пространства, до оформления и наполнения, становилось предметом обсуждения креативной прослойки жителей города. Еще до появления в Волгограде такого понятия как «лайфстайл-медиа», каждое местное СМИ писало об этом событии.

Но что самое главное — маркет приносил деньги. И не только организаторам. Многие участники говорили, что за два дня на ярмарке можно заработать на несколько месяцев вперед. Конечно, это удавалось далеко не всем, но маркет ждали. Во многом потому, что проходили они раз в сезон, прямиком перед праздниками. Таким образом ивенты закрывали извечные вопросы: «что подарить на Новый год, 8 марта и так далее».

«Пушка» расширяла свое влияние на ивент-индустрию. Они сделали PiplFest, где собрали музыкантов и творческих людей, затем организовали CofFan, который по своей сути тоже был маркетом, но немного более узконаправленным. Мы достали наши фотки из архива (поэтому извиняемся за их обработку, так тогда все делали), чтобы показать — люди туда приходили сотнями.
Но, всему хорошему приходит конец, и для маркетов это не стало исключением. Появившееся в «десятых» явление ненадолго прекратило существование вместе с окончанием десятилетия, в 2019 году, когда на мир обрушился коронавирус.
Пандемия и ее последствия
Все же еще помнят ковидные ограничения? Наша редакция помнит их более чем отлично. Ведь накануне мы как раз запускали серию собственных мероприятий, которую пришлось отложить более чем на год из-за запрета на их проведение.

Разумеется, такая же ситуация постигла и маркеты. Как провести ивент с музыкой, едой, лекциями и тусовкой, если все это под запретом? Правильно, никак. «Пушка» не стала идти против закона и здравого смысла и свернула проект, занявшись производством видео-контента. Сейчас они, кстати, делают короткометражку в Волгограде, мы писали об этом здесь:
Но свято место пусто не бывает. Бренд «О! Маркета» так плотно засел в наших головах, что было бы даже странно, что после нескольких лет существования он просто пропадет. Поэтому после небольшого простоя волгоградское инфополе потрясла новость — маркет возвращается.

Права на организацию выкупила другая команда, которая занимается ярмаркой и по сей день. Ребята работали в тесном содружестве с «Пушкой» и консультировались по большинству вопросов. Даже «лицо» маркета — ведущий Илья Краснокутский остался на своем месте. Но при всем старании, произвести впечатление фееричным возвращением не удалось…

Самое парадоксальное, что организаторы не допустили никаких видимых ошибок. Холл кинотеатра «Киномакс» (а прошел первый пост-ковидный маркет именно там) был полон людьми. На месте остались стильные деревянные стеллажи, флажки и гирлянды. Вернулись и постоянные резиденты маркета, такие как Home&Garden.
Проблема заключалась в другом: ограничения все еще не были сняты. Поэтому номинально мероприятие разрешили, но только как торговое. А это значит, что и оставаться на маркете на весь день, чтобы послушать лекции и потанцевать как раньше у людей не получилось бы при всем желании. Даже еду можно было брать только навынос.

Ожидания посетителей не оправдались. И к сожалению, команда маркета никак не могла им в этом помочь. Люди просто проходили между рядами, общались со знакомыми, отоваривались и… уходили без того самого ощущения, когда ты готов ждать еще полгода, чтобы сюда вернуться.
Засилье и упадок
Пока «О! Маркет» находился в забвении, а потом медленно из него выбирался, случилось в индустрии и еще кое-что — он перестал быть единственным. Если раньше в организации такого ивента много сил уходило именно на договоренности со спикерами, шоу-менами и музыкантами, то в начале 2020-х, когда ярмарки стали буквально ярмарками, на них появился невероятные спрос. Но исходил он не со стороны потребителя, а от самих площадок.

Сегодня сложно представить хоть один праздник в ТЦ, на городских пространствах или даже в локальных проектах без типичных деревянных лавочек с вывесками. Это максимально удобный и рациональный ход для любого маркетолога — создать мероприятие из ничего. Себестоимость таких стеллажей посильна любому более-менее крупному предприятию, а больше то ничего и не нужно. Объявляй набор участников и вперед. А если нет даже стеллажей, пусть тащат свои вешалки и раскладные столики.
«Масло в огонь» подбавили гаражки — изначально выросшие из свопов (бесплатного обмена вещами — Примечание Поймы), они некоторое время занимали свою околоэкологическую нишу. И это было интересно: люди приносили на продажу б/у вещи и винтаж, которые проходили селекцию. Все это выглядело и ощущалось как «птичий» рынок на максималках. Но и тут со временем рамки размылись. К гаражным маркетам примкнули сначала профессиональные продавцы вторички, а потом и хенд-мейд проекты всех сортов.

Самое интересное, что из-за географии города, прямыми конкурентами могли считаться только маркеты и гаражки в Центре, а остальные и вовсе друг другу не мешали. Но вопреки ожидаемому, когда конкуренция порождает качество, в Волгограде качество таких ярмарок заметно снизилось.
И причина одна — исчезла селекция.
Из-за роста конкуренции, командам, делающим торговые мероприятия, стало «больно» отказывать в размещении у себя продавцов. Теперь они уйдут к соседу «через дорогу». Принимать стали практически всех, кто не торгует откровенными товарами с «АлиЭкспресс» (и то не всегда).

Помогает ли это финансово стабилизировать мероприятие? Думаем, что да. Делает ли честь ярмарке наличие десяти брендов свечей в одинаковых подсвечниках и еще десяти мыловаров-любителей? Точно нет.
Такие организаторы стали гнаться не за атмосферой, с которой все и началось, а за датами поближе к праздникам и за местами с наибольшей проходимостью. Поэтому площадки вроде гостиницы «Турист», в которой проходили последние маркеты «Пушки» стали не нужны. Зачем тратить силы на пиар-компанию, чтобы привести людей в определенную локацию, если можно встать на Набережной или в проходной торгового центра, и работать на внешний трафик?

С экономической точки зрения решение правильное. Но такие места начисто лишали возможности наполнять ивенты развлечениями. Фактор ограничения, который был вынужденным в пандемию, стал правилом.
Решение, которое мы ждем
На самом деле, выход из ситуации есть. Все мы любим тратить деньги, и с удовольствием отдаем их за милые безделушки. Но чтобы мы свои кровные до безделушек донесли, нас надо завлечь. Интересной программой, уникальным наполнением и так далее.

Хорошим примером остаются проекты из Москвы и Питера, вроде маркета в «Севкабеле» и ярмарки от журнала Veter. Они не просто выставляют местных ребят, но и привозят интересных производителей из других регионов. К тому же, там всегда мощный лайн-ап артистов, лекций, мастер-классов и всего того, что заставляет людей задержаться.
Сейчас «О! Маркет», кстати, вернулся к прежнему размаху (стоит посмотреть на фотки и сразу хочется туда). Хорошие тематические маркеты делает команда «Икры» (взять тот же «Хогсмид» по «Гарри Поттеру» в конце зимы 2022-го). Но для восстановление репутации целой ниши это пока что мало.

Смогут ли остальные проекты понять, что именно камерность, атмосфера и выборка уникальных продавцов делала маркеты основным развлечением целого поколения волгоградцев? Не знаем. Но надеемся.

А может, мы просто тоскуем по временам хипстеров, когда все так не хотели ими быть, но по факту являлись…
Текст: Анастасия Горковенко
Фото: Иван Козлов