Eat. Read. Repeat: разбираемся в литературе и ищем книголюбов в Волгограде
Этот материал должен был стать второй серией формата «Подсказки». Но как это бывает в разговорах не о прикладном, а о высоком, не обошлось без лирических отступлений. А как без них, когда говоришь о литературе?

Сегодня вместе с книжным блогером, автором канала «Eat. Read. Repeat.», радиоведущей и продюсером Книжного фестиваля Ириной Юрковой разбираемся, что читать модно, что полезно, а что и вовсе не нужно. А еще обсуждаем книжную индустрию в мире, России и конкретно Волгограде.
— Расскажи для начала, почему ты пишешь о книгах?
— Я думаю, все слышали эту дивную фразу про то, что надо делать свое хобби профессией, и тогда ты, типа, ни дня не будешь работать... такое исключительное удовольствие от процесса. Идеальный бизнес-план, конечно, только его портит реальная взрослая жизнь. Это я так издалека подвожу к тому, что моей мечтой к сознательному возрасту было — стать переводчиком художественной литературы. Реализовала я ее довольно своеобразно: у меня есть диплом переводчика-международника, но работаю я главным редактором новостной службы на радио. И постоянно читаю, как в три года начала, так и остановиться не могу.

Когда в интернете появился книжный блогинг как явление, я подумала: вау, как круто! Люди читают книги, рассказывают о них другим, да еще и с издательствами можно сотрудничать и получать книги бесплатно (а мы все знаем, сколько сейчас стоят книги).

Но между этим моим «вау» и запуском своего канала в телеграме у меня прошло довольно много времени. Сначала меня тормозило то, что я и видео — не особенно совместимые вещи (а первые блоги были как раз на ютубе), плюс — я же перфекционист, мне нужно было делать сразу красиво, а это требовало вложений в подходящую технику, а «у нас на это, Шарик, денег нет». Потом буктьюб расширился до соцсети с картинками, и тут я снова зависла: там популярные блогеры выкладывали фантастические композиции в кадре, всякие там фигурки персонажей, куча дополнительных финтифлюшек, фоны и прочее. И я вернулась к пункту про Шарика.

А потом появилась возможность делать каналы в телеге, и я поняла, что все это время откровенно страдала фигней: по большому счету, мне же важен только текст о книгах, выражение своих эмоций после прочтения, возможность рассказать о прочитанном другим. Это такой способ эмоциональной перезагрузки для меня (а без нее я бы давно выгорела дотла, у меня очень напряженная и ответственная работа). Какая разница при этом — есть красивая фотография или нет. Важно, что внутри.

Пару лет назад в январе я взяла и, наконец, зарегистрировала свой Eat. Read. Repeat. Я не занимаюсь его продвижением, просто пишу туда свои мысли, отзывы, пощу ссылки на интересное мне о книгах, кино и культуре вообще. И как-то все равно набралось порядка 170 человек, которые стабильно со мной. Вроде бы смешная цифра, да? Но для меня — нет, я знаю, что каждый из них на канале именно из-за того, что на одной волне со мной, а это дороже всего.
— Чтобы разбираться в книгах, нужно что-то для начала выучить?
— Читать надо! Ты же не можешь, например, рассуждать об архитектуре, не зная, как минимум, ее основных принципов, этапов развития. Тебе нужно накопить, о чем писать. К тому же читательский багаж позволяет тебе анализировать книги глубже, качественнее. Ты можешь сравнивать, проводить параллели, самое кайфовое, когда тебя озаряет, что вон та книга из классики определенно вдохновила современного писателя, или он даже сделал в тексте скрытую отсылку, а ты — ррраз! — и ее понимаешь.

Но! Несмотря на все сказанное выше, начать писать о книгах можно в любой момент. Вот прямо тогда, когда закрыл последнюю страницу понравившегося тебе произведения, и нестерпимо хочется рассказать о нем миру. Или же не понравившегося — и тебя обуревает возмущение. Только я в последней ситуации всегда за этичное высказывание своей позиции. И аргументированное, конечно же.
— Много читать, это сколько?
— Для каждого этого очень индивидуальное количество. Кому-то много — 12 книг в год. А для другого — 5 книг в неделю нормально, и я знаю этих людей, они ходят в тот же книжный клуб, что и я, при этом человек живет активной жизнью в принципе — много работает, занимается спортом, тусит с друзьями.

То есть, яркое подтверждение, что стереотип про книжного червя, который погребен под томами в темном углу — полный бред. При этом я абсолютно не сторонник каких-то количественных установок в плане чтения: мы все разные. И периоды у нас в жизни случаются тоже разные: я могу книгу за день прочитать. А могу за месяц. И опять же, смотря какая книга. Никогда не забуду, что на четырехсот страничный «Сильмариллион» Толкина у меня 2 месяца ушло.
— Что сейчас больше читают?
— Вообще наблюдать за трендами очень увлекательно. Я задумалась об этом, когда все сошли с ума от «Сумерек» Стефани Майер. Нас спустя год после экранизации и выхода романов в бумаге захлестнула волна книг про вампиров и оборотней в самых разнообразных комбинациях.

С вкраплениями ведьм еще, когда все почли Гарри Поттера. Потом были «50 оттенков серого», после — «Голодные игры», «Бегущий в лабиринте» и «Дивергент». А вот потом наступила золотая эпоха янг эдалта и триллеров. И длится она до сих пор, мне кажется.

Почему так случилось? Мне кажется, потому, что мы все изрядно устали от происходящего в реальной жизни и очень хотим хотя бы ненадолго из нее выпасть, чтобы не сойти с ума от тревоги и забот. А такие книги — это прекрасный подорожник для души.

Нет, интеллектуальная проза все еще находит своего читателя, безусловно, и здесь у нас регулярно появляются прекрасные экземпляры, как переводные, так и российские, но если сравнивать совокупные тиражи — эскапистской прозы заметно больше. Это и книги для подростков, и сентиментальные романы, и трукрайм, и фэнтези.

Набирает популярность азиатская литература: все активнее переводят японских, корейских и китайских авторов. И что радует — даже при таком запросе на эти жанры, например, выходит много очень качественного нон-фикшена буквально обо всем на свете. Ну и так называемый селфхелп, конечно же. Покопаться в своих мозгах и психологии — отдельное удовольствие.
— А что с современной русской литературой?
— Мне кажется, она себя чувствует гораздо лучше, чем 20 лет назад, например. Внезапно, да? А между тем, у нас наконец-то пришло понимание того, что хороший роман — не обязательно переводной. Что у нас могут прекрасно писать и сказки, и романы про любовь, и остросюжетное, и то, что сейчас называют «стеклом» - социальное и неуютное. Другое дело, что писательством все еще нельзя заработать больших денег. Но стать литературной звездой — можно вполне.
— В Волгограде есть классные писатели?
— Если честно — тут у меня пробел в знаниях, и я очень хочу его ликвидировать. Я знаю, что писатели есть, но с творчеством пока не познакомилась.

Среди тех, кого чаще всего называют, когда заходит разговор о литературе — Борис Екимов и Евгений Кулькин, это из самого старшего поколения. Есть те, кто стал публиковаться совсем недавно, например, Анна Степнова, которая собрала огромный материал и написала книгу по истории Волгоградской области из 70 рецептов из местных продуктов.

Есть сказочница Олеся Бордюжа. Надин Баго пишет фэнтези и фантастику. Я думаю, что если поискать — окажется, что у нас очень много пишущих земляков.
— С писателями понятно. А сообщества любителей чтения есть?
— Ты не поверишь — да, и очень много! И в Волгограде, и в Волжском. Есть более массовые, есть — буквально на 8-10 человек. Кто-то регулярно собирается вживую, кто-то — в телеграм-чатах или на онлайн-созвонах. Есть клубы по жанрам, некоторые — сочетают книгу и фильм.

Я обожаю наш клуб при независимом «Книжном», это как моя вторая семья практически. Мы собираемся дважды в месяц, недавно запустили собственные соцсети, вместе работаем над контентом. Особая наша гордость — мы договорились о партнерстве с несколькими классными российскими издательствами, которые нам теперь присылают книги для рецензий и обсуждения. Так что мечта стать блогером и бесплатно получать книги у меня, выходит, все же реализовалась.

Для меня каждая встреча клуба — как глоток свежего воздуха. Ценность свободного высказывания о том, что тебе нравится, обсуждения с единомышленниками ощущаешь только когда получаешь такую возможность. Наши встречи проходят во второй и четвертый понедельник месяца, казалось бы — трудный рабочий день. А придешь туда вечером, ворвешься в обсуждение, поспоришь яростно, словишь инсайт какой-нибудь по книге — и домой возвращаешься, как будто отдохнул.

Есть стереотип, что книжный клуб — это скучно. Ну собрались в кружок, ну обсудили. Но ведь мы там все — разные. Даже в обсуждение мы вкладываем свой разнообразный жизненный опыт. Плюс — находим хороших друзей.

Наш книжный клуб вообще привел к рождению одного из самых важных проектов в моей жизни — волгоградского Книжного фестиваля.
Он родился в прошлом году, благодаря невероятному и заразительному энтузиазму владельцев «Книжного», которые смогли собрать нашу команду и совершить, казалось бы, невозможное — привезти в Волгоград звезд современной российской литературы Веру Богданову и Марину Степнову.

Мы тогда столько отзывов получили, столько радости и любви от пришедших на встречи и мастер-классы — до слез трогательно. В этом году мы жутко рискуем, потому что невероятно сложно найти финансирование, но все же готовим фестиваль снова — 13 мая. Как минимум — привезем писательниц Дарью Бобылеву, Асю Володину и Линду Сауле. Ну а максимум — следите за обновлениями в соцсетях «Книжного», в течение недели-двух все последовательно расскажем.
— Где покупать классные книги?
— На самом деле — где угодно. Это раньше за этим только в книжные магазины было можно, я до сих пор помню, каким событием было съездить из Красноармейского в двухэтажный книжный магазин на улице Гоголя. А сейчас — только телефон в руки взять. И интернет-магазины, и маркетплейсы, и магазины реальные.

Единственное, что меня печалит, что очень трудно в таком разнообразии выжить маленьким независимым книжным. А ведь именно они привозят что-то редкое, малотиражное, от независимых издательств, книги для ценителей и узких специалистов. Очень хотелось бы какой-нибудь программы господдержки именно для них. Ну ярмарки от издательств на книжных фестивалях — это чудесная вещь, конечно.
— Можно найти интересные книги в библиотеке, помимо классики?
— Безусловно! И уже очень и очень давно. Даже когда в нулевые я училась в университете, в библиотеке ВолГУ начали появляться книги Паланика и Мураками, например. Сейчас, как минимум, в нашем городе библиотечные фонды регулярно пополняются, есть даже система получения по абонементу электронных книг. Так что было бы желание читать, а уж что именно — выбор огромнейший и возможность всегда есть.
— Давай твой топ-10 произведений, которые должен прочитать каждый.
— Ой, на самом деле я не очень люблю все эти обязательные списки до 20 лет, до 30 лет, если ты вообще считаешь себя культурным и так далее. Я в 14 прочла «Мастера и Маргариту» Булгакова, но до сих пор не осилила «Улисса» Джойса, ну так и что?

Кто-то, например, читает книги исключительно про «попаданцев» или сентиментальные романы, и это абсолютно не делает их глупыми или какими-то не такими людьми. У каждого читателя — своя книга. Каждый имеет право на свои вкусы и предпочтения. Поэтому могу лишь сказать о тех, что оказались важными для меня и моего читательского опыта. Выбрать 10 крайне сложно, это очень мало. Но попробую.
  • 1
    «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл
  • 2
    «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова
  • 3
    «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери
  • 4
    «Цветы для Элджернона» Дэниэла Киза
  • 5
    «Николай II» Эдвард Радзинский
  • 6
    «Дракула» Брэма Стокера
  • 7
    Проза Эдгара По
  • 8
    «Зеленая миля» Стивена Кинга
  • 9
    «Сезон отравленных плодов» Веры Богдановой
  • 10
    «Вьюрки» Дарьи Бобылевой
— Ты сама пишешь что-нибудь?
— Ну первое свое стихотворение я написала лет в 9, кажется. И было оно про трансформеров. Ну просто тогда мне очень нравился мультсериал «Война гоботов» (именно гоботов, так и назывался). Мы с подругами в него даже играли во дворе, я была Скутером — самым мелким, но самым сообразительным трансформером.

Лет в 12 начались какие-то истории, записанные в тетрадку и недописанные, похороненные в недрах стола. У нас это с подругами общее было — мы втроем в компании этим занимались. Стихи периодически пишу до сих пор, но очень редко. Есть один полноценный рассказ. Но его читали только несколько человек.

Идея романа есть, я ношу ее в голове уже несколько лет, даже знаю, как выглядят персонажи, но вот перенести на бумагу все не решаюсь... Я же — перфекционист, помнишь? Написать хорошую историю — это адский труд. Даже чтобы написать плохую — требуются неимоверные затраты сил. Именно потому, что я это очень хорошо понимаю, я всегда говорю, что каждая книга — имеет право на существование. Как минимум потому, что она очень многого стоила своему создателю.
Текст: Юрий Плешаков
Фото: Иван Козлов