1 место. Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
Классика советского кино. Забавные, колоритные герои вошли в историю, а фразы моментально ушли в народ.
Премьера картины состоялась 53 года назад. На показ было продано 30 млн билетов — больше, чем на вышедшую в том же году французскую комедию «Фантомас». Гайдай стал первым советским режиссёром, чья картина за год собрала у экранов 76,5 млн зрителей. Кроме того, было продано около 7 млн пластинок с музыкой из кино.
2 место. Иван Васильевич меняет профессию
Комедия «Иван Васильевич меняет профессию» вышла в прокат 17 сентября 1973 года и принесла Леониду Гайдаю новый оглушительный успех: картина стала лидером проката, её посмотрели свыше 60 млн зрителей. Говоря современным языком, это был настоящий кассовый хит.
3 место. Бриллиантовая рука
Сеансы посетило более 75 млн человек. Фильм произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Контрабандисты, золото, бриллианты, алкоголь — таких тем в лентах тех времён ещё не поднимали.
Гайдаю позволялось многое: дерзкие шутки про управдом, пикантный стриптиз и едкая сатира. «Бриллиантовая» комедия вот уже более 50 лет смешит публику. Она стала частью нашей жизни и эффективным антидепрессантом.
4 место. Операция «Ы» и другие приключения Шурика
«Операция «Ы» — первый фильм с участием скромного, но находчивого студента Шурика, который сразу полюбился зрителям и стал героем не одного поколения. Лента, вышедшая в августе 1965 года, стала чемпионом проката (её посмотрело почти 70 млн человек), побив рекорд «Человека-амфибии». Именно «Операция «Ы» сделала Гайдая ведущим комедиографом страны.
5 место. Джентльмены удачи
Это комедия-перевёртыш. Сюжет о рецидивистах оборачивается историей о том, какими неожиданными методами добро побеждает зло.
Режиссёром вышедшего 49 лет назад бессмертного хита является Александр Серый, а соавтором сценария - Георгий Данелия. Этот творческий тандем принёс «Джентльменам» колоссальный успех: при смете в 400.000 рублей фильм заработал около 30 млн.
6 место. Ирония судьбы, или С лёгким паром
Третья улица Строителей, дом 25 — самый знаменитый и важный адрес в истории советского кино. Без комедии Эльдара Рязанова не обходится ни один Новый год!
Впервые ленту показали 1 января 1976 года, и дальше случилось настоящее новогоднее чудо: аудитория первого показа достигла 100 млн зрителей. В том же году читатели журнала «Советский экран» признали комедию лучшим фильмом года, а Андрея Мягкова — лучшим актёром.
7 место. Любовь и голуби
Пожалуй, самая душевная комедия отечественного кинематографа. Трудно поверить, но фильм Владимира Меньшова отказывались пускать в прокат и вырезали эпизоды по требованию цензуры.
Но когда зрители всё же увидели картину, успех было не остановить. В 1985 году лента стала сенсацией отечественного проката. Её посмотрели свыше 44 млн зрителей. История о семейных отношениях покорила публику своей простотой, иронией и жизненностью.
8 место. Девчата
В 1962 году страна познакомилась с весёлой поварихой Тосей Кислицыной и её подругами из комедии «Девчата» режиссёра Юрия Чулюкина.
Зрители мгновенно полюбили живую, немного дерзкую, но невероятно обаятельную героиню Надежды Румянцевой, а песни «Хорошие девчата» и «Старый клён» стали настоящими хитами тех лет. Фильм имел огромный успех и за рубежом. Картина получила приз Эдинбургского кинофестиваля и фестиваля в Мар-дель-Плата.
9 место. Москва слезам не верит
Фильм о провинциалках, приехавших на поиски счастья в столицу, завоевал не только престижную премию «Оскар», но и всенародную любовь.
Картина стала одной из самых любимых и самых кассовых за всю историю советского кино. Её посмотрели 90 млн советских зрителей и сто зарубежных стран, в которых она официально выходила в прокат.
За 40 лет лента не потеряла актуальности, по-прежнему остаётся источником крылатых фраз и дарит надежду миллионам женщин на настоящую любовь.
10 место. Двенадцать стульев
Первая советская экранизация романа Ильфа и Петрова, получившая широкую известность и народную любовь. Во многих интервью Леонид Гайдай признавался, что «Двенадцать стульев» — его любимая картина.
Она была отмечена наградами «За вклад в разработку жанра кинокомедии» на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси и специальным призом на Фестивале советских фильмов в итальянском городе Сорренто.