Как развивается альтернативный туризм Волгограда и что еще можно сделать
Волгоград во всем мире до сих пор известен как Сталинград, и это логично, ведь под таким именем наш город и вошел в историю. Логично и то, что на майских праздниках в Волгоград приезжают тысячи туристов, чтобы посетить памятные места, связанные со Сталинградской битвой. Именно сражению 1943 года и посвящено большинство экскурсий и программ для туристов.

Но современный Волгоград может предложить не только исторический экскурс по страницам истории Сталинградского сражения. И он предлагает. Сегодня рассказываем, кто в городе работает с альтернативным туризмом, а чем только стоит озадачиться.
400-летная история
Самая обжитая местными экскурсоводами тема, которая, честно говоря, «лежит на поверхности» — история дореволюционного Царицына. Нашему городу более 400 лет. И хоть до нашего времени дожило не так много построек старше 200 лет, такие есть. Самые яркие примеры — пожарная каланча на улице Коммунистической, «Лофт1890» и целые улицы старой застройки в Ворошиловском районе.

С этой тематикой сейчас работают, пожалуй, все частные гиды города. Самые известные на сегодня — команда «Здесь прекрасно» и независимый турцентр Visit Volgograd. В основном они водят экскурсии по улицам, иногда совмещая приятное с полезным, то есть исторические прогулки с бранчами в кофейнях. А зачастую такие экскурсии перерастают в коллаборации с вполне себе классическими учреждениями. Например, с волгоградским краеведческим музеем, в ведении которого находится уже упомянутая выше каланча.
На такие мероприятия, кстати, интересно попасть не только приезжим, но и волгоградцам. Особенно, если тема не изъезженная и подается оригинально. Лично мы — большие фанаты экскурсий, построенных на городском фольклоре о старинных домах и призраках в них обитающих.

Ну и если уж говорить о мистическом туризме, то здесь лидерство в Волгограде уже много лет держит музей «Старая Сарепта» в Красноармейском районе. Они выстроили сразу несколько программ именно вокруг таинственного прошлого сохранившегося поселения колонистов и активно пиарят эту тему.
Новая культура
В противовес предыдущему стоит рассказать и об арт-туризме. Волгоград, конечно, не Питер, но и у нас есть чем заинтересовать. Как минимум, уличное искусство в нашем городе более чем развито. А где есть искусство, там есть и экскурсии ему посвященные. Хотя тут точнее будет описать это более современным термином — медиации.

Медиации по стрит-арту Волгограда в теплое время года водит гид Лиля Болотникова. Она, кстати, очень преуспела в этой, без малого уникальной нише, и познакомилась со многими художниками. Может даже похвастаться отсылками на свой проект по уличному арту, прямо во время прогулки ему и посвященной.

А еще у нас за последние годы неплохо развилось коммьюнити современных художников, что повлекло масштабирование выставок. Так что туристу, который привык познавать новые города через искусство, будет чем заняться. Про одну из таких экспозиций мы недавно выпускали материал.
Самое северное вино
Традиционно винным регионом России остается Краснодарский край (и до него нам далековато, будем честны). Но под Волгоградом вино тоже есть, причем не менее уникальное. Основная его фишка в том, что оно самое северное в стране.

И нет, мы не приглашаем туристов со всей страны к нам в бары (хотя почему нет), мы приглашаем их на сами плантации виноградников, тем более, что туры сюда проводятся с завидной регулярностью. Занимается ими проект Анны Корниловой «Винотур». И это исключительно 18+ история, конечно.
Центр Юга
Интересную фишку Волгограда, которую раньше не особенно подмечали, открыл двухгодовой Park Season Fest, а еще за несколько лет до этого PiplFest у Планератия, с его хедлайнерами. Оказалось, что наш город — идеальная точка сбора для крупных мероприятий Юга России, ведь он буквально находится в самом его центре.

Сюда удобно добраться и из Сочи, и из Ростова, со всего нижнего Поволжься, да даже из Калмыкии совсем не далеко. Короче говоря, было бы крупное мероприятие, а люди соберутся. Тем более, что к нам не только удобнее, но и дешевле ехать, чем в тут же Москву.
Курорт в степях
Если предыдущий пункт находился в некой «серой зоне», когда пример вроде был, но единичный, то теперь переходим уже к возможностям местного туризма, которые пока либо вообще не развиты, либо развиты очень кусочно.

И самое очевидное — курортность. Да, Волгоград еще в прошлом веке был известен именно как курортный город на Волге. Если полистать архивные фотки, то окажется, что у нас даже пальмы стояли на Набережной.

Сейчас эту тему используют, но в основном единично. Вы, кстати, никогда не задумывались, почему отдохнуть на турбазе стоит порою в два, а то и в три раза дороже, чем в топовой гостинице? Неужели из-за возможности пожарить шашлык? Нет. Все дело в том, что большинство турбаз работает на столичную аудиторию, для которой 8000 – 10 000 тысяч рублей за ночь — вполне демократичная цена. Поэтому многие москвичи летом буквально живут под Волгоградом месяцами.

А вот активного околоречного туризма у нас так и нет. Поэтому ждем, когда кто-то устроит для жителей других регионов сап-туры для катания по Ахтубе, эко-прогулки по Волго-Ахтубинской пойме и так далее. Тем более, что природные парки области и так пользуются неплохим спросом у туристов, хоть это и редко организованные группы.
Южная гастрономия
И это мы не про котлеты по-киевски, хоть мы и очень даже уважаем. На самом деле, в Волгограде есть действительно уникальная кухня, которая уходит корнями в казачество. В основном это все история про рыбные деликатесы и свежие летние ягоды. Не даром таким хитом стала книга краеведа Анны Степновой «Васаби к шашлыку».

И хоть Арбузный фестиваль в Камышине все еще собирает не мало людей, но гастротуров в Волгоград, которые могли бы проводить местные заведения, мы все еще не наблюдаем. А хотим!

Кстати, мы тоже посильно вкладываемся в локальную гастрономию, как минимум коллабами с заведениями, в которых можно попробовать еду и напитки с местным вайбом.
Конечно, это далеко не все. И мы рады тому, что регулярно у нас появляются новые команды со свежими идеями по привлечению туристов. Потому что мы верим, что у Волгограда огромный туристический потенциал, которому еще предстоит раскрыться. Ведь это мы еще даже не затрагивали область, которая просто пестрит уникальными местами. Ну а если вы читаете этот текст не из Волгограда — приезжайте, мы вас удивим.
Текст: Анастасия Горковенко
Фото: архив Поймы