Наследие: 10 советских мозаик Волгограда
Проехались через весь город в поисках прекрасного архитектурного наследия СССР.
Мозаика на жилом доме по адресу ул. Невская, 18б
Это мозаичное полотно – одно из самых известных и при этом самых загадочных памятников советского монументально-декоративного искусства.

В СССР мозаикой было привычно украшать здания больниц, ДК, детских садов и жилых домов. И чаще всего для изображения выбирались сцены из повседневной жизни, счастливое советское настоящее и будущее, обычные люди, герои страны и вожди.

Однако художник, который работал над этой мозаикой, уходит от соцреализма к сюрреализму. Имя его, к сожалению, затерялось в истории города.
«Завод-труженик» и «Завод-солдат», Павел Шардаков, 1973—1980 гг.
Художник создавал мозаичные панно на здании Волгоградского тракторного завода почти восемь лет. Перед Шардаковым и архитектором Борисом Геккертом стояла важная задача – отобразить на декоративных элементах значимость завода, который достойно пережил Великую Отечественную войну и стал символом Сталинградской победы.

Павел подготовил множество эскизов, но в итоге остановились на этих. Важно было делать мозаику всем, кто проезжает мимо. Поэтому художник не перезагружал композицию мелкими деталями.

В этой работе Шардаков изобразил свою мать, с которой у него были очень теплые отношения. Она сохранила самые ранние работы сына, а тот в благодарность запечатлел ее на панно «Завод-солдат» в виде женщины в черном.
Мозаика возле бывшего Волгоградского завода тракторных деталей и нормалей, Петр Зверховский, 1975 г.
Единственная сохранившаяся в Волгограде мозаика художника Петра Ефимовича Зверховского.

В 1973 году монументалиста пригласил в город на Волге местный Союз художников. В ходе работ он овладел разными техниками: фреской, мозаикой, сграффито. но почти все они были уничтожены в ходе реконструкций после 90-х гг.

Заказ на два мозаичных панно Зверховскому пришел от руководства метизного завода. По словам художника, сюжет их предельно прост и понятен.
«Мир вам», Михаил Пышта, 1975 г.
Необычный мозаичный барельеф должен был украсить собой туристический вокзал Волгограда. Это был очень амбициозный проект для города. Здание, которое появилось рядом с основным вокзалом, было построено специально для приема туристических поездов.

Предполагалось, что приезжие будут приезжать в Волгоград утром, принимать на вокзале душ, приводить себя в порядок, отправляться на экскурсию, а после – возвращаться в этот же поезд для дальнейшего путешествия.

Турвокзал хотели сделать особенным. Денег на строительство не жалели, выделяли средства и на необычное декорирование здания. К работе привлекли известного волгоградского художника-монументалиста Михаила Пышту.

Панно было очень дорогим и сложным в производстве. Сначала из смеси гипса и цемента делались формы, потом вырезались рельефные части. Их по частям крепили к друг к другу, а затем выкладывали мозаику. Только после этого полотно полностью собиралась и монтировалось в здание.

Когда-то рядом с рельефом «Мир вам» находилась еще одна мозаика «Роза ветров». Но сейчас она полностью скрыта за фасадом автомойки.
«Сталинград – город-герой», Михаил Пышта, 1984 г.
Триумфальное мозаичное панно, посвященное победе в Сталинградской битве. Еще один сохранившийся кусочек туристического вокзала.

Находится мозаика на соседнем здании. Именно здесь должны были встречать прибывающих гостей.
«Приглашение гостей» и «Труженики поймы», Михаил Пышта, 1973 г.
Украшения Центрального рынка были самой любимой и самой сложной работой художника. Размер мозаик впечатляет и сегодня: каждая занимает 95 метров. При этом выполнены они из крошечных кусочков.

В работе художник использовал 46 подобранных индивидуально оттенков. Для этого на волгоградских предприятиях сформировали отдельные заказы. На всю работу у Пышты ушло два года.

После того, как часть здания Центрального рынка перешла в частную собственность, панно оказалось под угрозой уничтожения и тогда за сохранность мозаики выступила обладминистрация.

Сейчас оно по-прежнему украшает стены магазина.
Мозаичное панно на фасаде Театра юного зрителя, Алексей Бровко, 1970 г.
Изначально здание, где сейчас находится Волгоградский ТЮЗ, строили как спортивное сооружение. Потом его хотели переделать в Дворец культуры. И лишь под давлением общественности постройку решили отдать под детский театр.

На последнем этапе строительства к работе подключился и художник-монументалист Алексей Бровко. Он создал для театра два уникальных мозаичных полотна.

В 2021 году в ТЮЗе пройдет масштабный ремонт. В ходе работ обещают отреставрировать и мозаику.
Мозаика на входе Волгоградского молочного завода
Эта бодрая корова до сих пор встречает прохожих, которые спешат по своим делам мимо здания на Рабоче-Крестьянской, 44.

Сейчас здесь располагаются офисы небольших компаний, а когда-то это было главное здание молочного завода «Волгоградский».

Назвать точную дату постройки завода невозможно, скорее всего конец 70 - начало 80-х гг. Мозаика с коровой и молоком появилась в это же время. Но имя художника, выполнившего эту работу, утеряно.
Мозаика на фасаде ДК «Патриот»
Мозаичное панно на ДК «Патриот» – классический образец советского социалистического реализма. Главными героями в то время были обычные люди: строители, герои труда, воины-освободители, пионеры.

Дом культуры, конечно же, украсил и образ художника или поэта (мужчина в очках). А рядом с ним расположился космонавт.

«Патриот» строили с 1967 по 1987 гг. После полета Юрия Гагарина в космос, эта тема на долгие годы стала одной из ведущих во многих сферах искусства, включая монументально-декоративное.

Главным архитектором здания ДК «Патриот» назначили Ефима Левитана, который также создал кинотеатр «Победа», мемориальный сквер на площади Павших борцов и Главпочтамт. А вот имя художника, который выполнил мозаику на дворце культуры в Кировском районе, не сохранилось.
«Человек-творец», Павел Шардаков, 1969—1973 гг.
Картину разместили на фасаде заводоуправления «Каустик» в Красноармейском районе. Художник хотел показать человека, расщепившего атомное ядро. Павел сделал более 30 эскизов, пока не остановился на варианте, где акцент сделан на руках человека и атомной энергии.

Для Сталинграда это была первая масштабная работа, которая задала тон всему декоративно-монументальному искусству в городе. В это же время сюда пригласили талантливых выпускников из Строгановского училища в Москве. Молодые архитекторы находили вдохновение для своих работ именно в этом панно.
Благодарим за помощь при подготовке материала заместителя директора музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова и искусствоведа Ольгу Петровну Малкову и художника Петра Ефимовича Зверховского.
Текст: Виктория Торновая
Фото: Сергей Григоренко