Текст: Алина кожухова
ФОТО: Сергей григоренко

Здание Казачьего театра и его забытые тайны

История об утонувшей в реке дочери купца Шлыкова – одна из любимых легенд волгоградцев. Она гласит, что безутешный от горя отец построил дом небывалой красоты и украсил его ликами утонувшей в Волге дочери-гимназистки. И вот теперь в этом доме находится Казачий театр…

Мы решили изучить все возможные теории происхождения этой истории и оказалось, что никакой утонувшей дочери у купца не было. Зато за городской легендой нам открылось несколько не менее интересных загадок.
Назначение и дата строительства
Изначально здание строили как доходный дом. Первый этаж занимали арендаторы, а на архивных фотографиях раннего периода видно, что каждое окно было выполнено в виде витрины с отдельным входом-ступенькой.

Что было на втором этаже – неизвестно. Обычно владельцы провинциальных доходных домов делали верхние комнаты жилыми и занимали их сами, но точно известно, что семья Шлыкова проживала в соседнем здании (на ул. Академической, 1, нынешний корпус горхоза), которое внешне выглядит гораздо проще своего соседа.
4-я Царицынская гимназия в 1912 году. Фото из фондов ГБУК «Волгоградский областной краеведческий музей»
Датой строительства здания практически во всех источниках значится 1862 год, но профессор архитектуры ВолгГТУ Петр Петрович Олейников с этим не согласен. Он считает, что в то время купец еще не имел достаточно возможностей для строительства такого богатого здания. Кроме того, некоторые используемые архитектурные стили на тот момент еще не появились. Скорее всего, строительство началось в начале XX века.

В 1910 году здесь арендовала пару комнат 4-я женская гимназия. Ее воспитанницы носили зеленую форму, учили французский и физику, занимались рукоделием и танцевали. Чуть позже гимназия расширилась и к зданию пристроили дополнительный корпус.
Урок танцев в 4-й женской гимназии. Фото: Архив ГАВО
Во время революции гимназию закрыли и здание заполнили советские учебные заведения. Уже после войны дом сильно пострадал, но стены и лепнина сохранились в хорошем состоянии. В 1952 году строение восстановили под кинотеатр «Гвардеец», который до сих пор с любовью вспоминает старшее поколение. C 1994 года здесь работает Казачий театр.
Царицын, Саратов или Москва?

Автор проекта здания – еще одна загадка. Дореволюционный Царицын был современным городом с богатыми купеческими зданиями, но сведений о работающих в нем архитекторах практически не сохранилось.

Есть версия, что Шлыков пригласил архитектора из Саратова, который в то время был центром губернии. Мы поискали пересечения купца с саратовскими архитекторами и обнаружили, что 1899 году Шлыков отправился в Оренбург вместе с Юрием Терликовым. Это была деловая поездка в рамках подготовки проекта строительства будущего Александро-Невского собора. Терликов был популярным саратовским архитектором и активно строил дома в стиле модерн, но чего-то хотя бы отдаленно похожего на дом Шлыкова среди его творений мы не нашли. Среди сохранившихся купеческих домов Саратовской области тоже нет ничего похожего.

Другая версия – автором проекта был столичный архитектор. Благодаря новой железной дороге Царицын XX века активно развивался и быстро стал одним из самых прогрессивных городов Российской империи. В свою очередь, Шлыков был одним из самых богатых людей города и вполне мог позволить себе услуги архитектора из Москвы или Петербурга.
Призрак дочери-утопленницы
Говорят, что даже сейчас, много лет спустя, когда дом купца на улице Академической, 3 занимает Казачий театр, его сотрудники все еще видят в темных ночных коридорах девушку в белом платье, которая плывет навстречу тени печального отца.

Легенда идеально находит свое подтверждение благодаря лепнине на фасаде здания: 27 женских ликов в раковине-жемчужнице, 18 ликов морского бога и трезубцы по периметру здания.
Казалось бы, все сходится, дело закрыто. Но, оказывается, известный волгоградский краевед Роман Шкода еще в 2013 году нашел опровержение легенде о погибшей дочери-гимназистке. Утонула не дочь, а сын купца.

В газете «Царицынский вестник» от 29 апреля 1898 года обнаружено упоминание, что недалеко от Бекетовки утонул 21-летний Василий Шлыков. Молодой человек отправился ставить бакен напротив установки для сплава леса, лодка перевернулась, выплыть ему не удалось. Тело нашли только спустя несколько дней в Сарепте.

Но дочери у купца действительно были. Одна из них, Ольга, вышла замуж за купца Пяткина, который владел кондитерской рядом с домом Шлыкова, но в 1909 году умерла во время родов. Вторая, Анастасия, была замужем за купцом Штыковым и, судя по газетным сводкам, скончалась в 1911 году. Получается, они обе умерли, когда здание уже существовало.

Вопрос о призраке дочери снят, но тогда чьи лица изображены на фасаде здания и какой в этом всем смысл?
Бабочка, лира, огонь и маска неизвестного
Дом построен в стиле эклектики с элементами модерна. Проще говоря, в нем намешано много разных архитектурных стилей. Эклектика была популярна в начале XX века, и купцы по всей России строили дома разной степени безумия в меру своих финансовых возможностей. Дома из красного кирпича активно строились как дань русскому стилю.

Главная отличительная особенность здания – лепнина на фасаде. Она включает в себя много декоративных элементов, одни из самых интересных – маскароны. Здания с маскаронами в Волгограде можно пересчитать по пальцам одной руки: здание НЭТа и дом на пр. имени В. И. Ленина, 93. Но все они послевоенные, а маскароны Казачьего театра – редкие, дореволюционные.
Маскарон – это скульптурная деталь в виде лица человека или головы животного, выполненная барельефом или горельефом.
Лики девушек украшают раковины-жемчужницы, характерный декоративный элемент эпохи Ренессанса. Они чередуются с ликами старцев двух типов. Первый украшен раковиной-жемчужницей и колосками камыша, который как раз характерен для наших мест. Второй тип старцев декорирован только дубовыми листьями. Лесную тематику усиливают орешки c человеческую голову по периметру здания.

Символика на фасаде как бы намекает: владельцы дома имеют отношение к реке и лесу. И это вполне похоже на правду, ведь Александр Михайлович имел несколько лесопильных заводов в Царицыне: лес валили, рубили, а после – сплавляли по Волге.

Рассмотреть верхнюю часть фасада со стороны улицы не так-то просто. Когда-то здесь была Вознесенская площадь, но теперь это узкая непрогулочная улица. Летом увидеть что-то выше первого этажа невозможно даже при большом желании, потому что фасад полностью закрывают кроны деревьев.

Верх фасада украшают два ряда фриза с цветочными мотивами, но особенно в глаза бросается верхний, с прямоугольными розетками в стиле редкого геометрического модерна. Традиционно его декор ограничивается прямыми линиями и простыми узорами, но здесь это целая композиция – к каждому цветочку добавлен стебель и тройные ряды листьев сверху и снизу.
Над самым входом в здание возвышается почти не доступная взгляду скульптурная композиция: два ангела держат лиру с бабочкой и огненным факелом, под ними – маска неизвестного человека. Мужчина это или женщина – сказать трудно. Лицо совсем не типично для декоративных мифологических масок с их идеальными пропорциями. Волосы убраны, голова покрыта, а взгляд устремлен вдаль. По всем признакам можно предположить, что это посмертная маска.

В словаре погребальной символики можно найти следующие определения: бабочка – рано оборванная жизнь, лира – надежда, огонь – вечная жизнь. Если объединить – «‎кто-то, чья жизнь оборвалась рано, надеется на вечную жизнь». Это кажется логичным, если смерть сына – единственная из трагедий семьи Шлыковых на момент строительства. Получается, либо эта маска посвящена умершему сыну, либо купец хотел запечатлеть свой образ для потомков еще при жизни, либо мы ошибаемся во всем.

Вероятность того, что Шлыков вложил особый смысл, существует, но также возможно, что это просто стильный дом в духе времени. Точных данных у нас нет, и все это очень приблизительно.
Судьба купца Шлыкова и его семьи
Александр Михайлович Шлыков умер своей смертью за два года до начала революции. Ему посчастливилось избежать трагической судьбы, которая совсем скоро ждала купцов и дворян по всей стране.

На момент его смерти у него остались два сына – Михаил и Герман. Михаил с раннего возраста принимал участие в семейном бизнесе и после смерти отца стал управляющим лесопилок. Сохранились данные, что во время Гражданской войны он вместе с другими купцами помогал деньгами белой армии. Младший сын Герман со школьного возраста жил в Москве. По старым адресным книгам его адрес можно проследить даже сейчас, эти дома все еще стоят в историческом центре Москвы.

Ближе к революции новости о семье Шлыковых становятся тревожнее. В 1916 году появляются упоминания о бастующих работниках лесопилки в Царицыне, в 1917 году имя Германа пропадает из московских адресных книг и все ниточки обрываются.

Мы связались с Александром Степановичем Пяткиным, праправнуком купца Пяткина, который был какое-то время женат на Ольге Шлыковой. Он собирает информацию о семье Шлыкова и рассказал, что где-то видел упоминание о том, что братья уехали в Америку, но точных подтверждений этому нет. Возможно, в каком-нибудь архиве и правда затерялась газета или выписка с их дальнейшим местопребыванием, но пока ее никто не нашел. Большая часть документов лежит в архивах Москвы и Саратова в неоцифрованном виде, что делает поиски затруднительными.

Лепнина на фасаде здания чудом пережила события двух войн и революции и находится не в лучшем состоянии. Но есть и хорошие новости. В Комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области нам рассказали, что реставрация здания запланирована на 2022-2023 гг. Что ж, держим кулачки и следим за судьбой уникального здания.
Читайте также